Роберт стоял на центральной площади родного города и оглядывался по сторонам. Вокруг сновали уткнувшиеся в мобильные телефоны люди, а красота окружавших его зданий ослепляла. Посмотрев на огромные часы, которые украшали уткнувшийся в небо отель, он понял, что июль 2036-го в самом разгаре. Не представляя, как он оказался в будущем, но не желая терять ни минуты, Роберт окликнул проходившую мимо девушку:
— Извините, не могли бы Вы помочь мне сделать фотографию?
— Да, конечно, — девушка достала из сумки селфи-палку и машинально протянула ее молодому человеку.
Роб неуверенно взял в руки предмет — охватившая его растерянность отчетливо читалась в глазах.
— Но… Я думал, что вы меня сфотографируете?
— Зачем? — удивилась девушка. — Вы же не в двадцатом веке, сейчас можно справиться самому.
Не став вступать в дальнейшую дискуссию, Роберт неумело воспользовался предложенным устройством, после чего вернул его хозяйке и спрятал мобильный телефон в карман. Наблюдавшая за ним девушка подняла брови, продолжая сверлить взглядом потолстевший карман.
— Что-то не так? — учтиво осведомился Роб.
— Вы спрятали телефон. Разве вы не будете выкладывать фотографию в инстаграм?
— Если честно, не планировал.
— Жесть, — собеседница не скрывала своего разочарования и, развернувшись, продолжила говорить себе под нос: — Зачем вообще было фотографировать… Только время потеряла.
Проводив взглядом стремительно удалившуюся девушку и не успев прийти в себя, Роберт увидел протянутую в его сторону руку.
— Джон. Приятно познакомиться, — владелец огромной ладони оказался мужчиной в возрасте с бархатным низким голосом. — Прошу прощения, что навязываюсь: я наблюдал за вами издалека, и мне показалось, что вас удивило поведение девушки, отошедшей за минуту до моего появления. Может быть, я могу вам чем-то помочь?
— Да, вы знаете, дело в том, что… — Роберт замялся, не зная, как описать то, во что не верил сам. — Я приехал издалека и удивлен тем, насколько здешняя жизнь отличается от того, к чему я привык. Не более.
Роб вежливо улыбнулся и встретил глазами ответную улыбку незнакомца. Кажется, тот не до конца поверил в услышанное, но углубляться в детали не стал.
— Я могу провести для вас небольшую экскурсию по городу и рассказать, как у нас все устроено, — не переставая улыбаться, проговорил Джон. — Если, конечно, у вас нет других планов.
— О, это было бы прекрасно. У меня как раз есть свободное время, а самому в чужом городе мне не управиться.
— Никаких проблем, мне будет приятно составить тебе компанию, — Джон уверенно перешел на «ты». — Давай прогуляемся до остановки, нам нужно немного проехать.
Роберт не стал возражать и молча отправился вслед за импровизированным гидом, оглядываясь по сторонам и пытаясь оставить в памяти как можно больше подробностей чудесного путешествия. Оказавшись на остановке, мужчинам не пришлось долго ждать: автобус подъехал буквально через пару минут.
Роб зашел в просторный салон и ослеп от пестрящих плакатов: рекламой были заклеены даже окна. Большинство пассажиров были в наушниках, и казалось, что абсолютно все гипнотизировали взглядами свои гаджеты. Пройдя вглубь салона, парень навис над молодой мамой с ребенком, которые не были исключением.
— Мам, а почему небо синее? — громкий возглас девочки нарушил царящую в автобусе идиллию.
— Тише! — прошипела девушка, поднимая глаза на других пассажиров и улыбаясь в качестве извинения. — Сколько раз просила тебя не разговаривать на людях: это некультурно! У тебя есть Гугл — спроси у него. Совершенно незачем кричать.
Роб успел только услышать робко произнесенную ребенком фразу «Окей, Гугл», прежде чем детскую речь заглушило громогласное объявление:
— Уважаемые пассажиры, пожалуйста, не заслоняйте экраны гаджетов друг друга. Соблюдайте культуру поведения в общественном транспорте. Спасибо.
Роберт прочищал мизинцем ухо в надежде на то, что ослышался, в тот момент, когда его внезапно потеснили два молодых парня, устроившиеся рядом. Едва заметив их, девушка показала дочке, что нужно встать — парни в то же мгновение заняли освободившиеся места.
Окончательно перестав понимать, что происходит, Роб заметил краткую усмешку Джона.
— Все просто: есть негласное правило уступать места тем, кто играет, потому что читать, смотреть фильмы и переписываться можно стоя, а вот играть тяжеловато, особенно при крутых поворотах.
«Все просто?» — прокричал нервный голос внутри головы Роберта. — «Просто?»
— Кстати, нам пора выходить, — заметил Джон и направился к выходу. — Пойдем.
Роб неспешно последовал его примеру, но голос в голове не утихал: «Это будущее? То, что ждет через двадцать лет?»
Оказавшись на залитой солнцем улице, парень вновь пошагал вслед за незнакомым мужчиной.
— Кажется, в том месте, откуда ты приехал, другой мир, — снова усмехнулся Джон. — За твоим лицом крайне забавно наблюдать.
— Это точно, — согласился Роб и про себя добавил: «И тот мир определенно нравился мне больше».
Продолжая с интересом рассматривать окрестности, Роберт уткнулся взглядом в громадный торговый центр, раскинувшийся по правую руку. Под окнами потрясавшего взор здания почему-то лежали батуты.
— Послезавтра будет «черная пятница», — Джон предвосхитил не слетевший с губ вопрос. — В прошлом году из-за сумасшедшей давки люди выпадали из окон — некоторые даже погибли — так что сейчас власти готовятся заранее.
— Серьезно? А чем вызван такой ажиотаж?
— Скидки… — развел руками мужчина. — Все хотят урвать товар подешевле, вот и сходят с ума. Кстати, мы на месте.
Роберт даже не заметил, как они подошли к соседнему с торговым центром заведению, которым оказалось кафе «Download» с логотипом в виде указывающей вниз стрелки. Для входа в кафе действительно пришлось спуститься в подвал. Едва переступив порог, Джон приложил экран телефона к встроенному в стену устройству.
— Чек-ин, — пояснил мужчина. — Нужно зачекиниться здесь, иначе не сможешь войти. Распространенная нынче практика — один из способов стать популярнее, ведь каждый чек-ин видят десятки, а то и сотни друзей. Без этого сейчас никуда не попасть.
Роберт продолжал молчать.
— Садись за любой свободный столик, подключайся к вай-фай, скачивай меню, выбирай и заказывай — все можно сделать в приложении — а я присоединюсь через минуту.
Роб задумчиво почесал затылок и присел за первый же попавшийся на пути столик. Он часто размышлял о том, какое будущее ждет его детей, но даже в самых смелых фантазиях не мог представить то, что видел и слышал сегодня. Из размышлений его вырвал неприятный скрежет стула о пол.
— Я закажу нам по чашечке кофе, если ты не против, — успевший вернуться Джон занял место напротив и взял в руки телефон.
Устав от происходившего вокруг сумасшествия, Роберт кивнул и решил сменить тему:
— Кстати, а кем ты работаешь?
— О, я осуществляю контроль за качеством твитов.
— Контроль за качеством твитов?! — Роб ожидал услышать всякое, но только не это.
— Ага. После провалившегося много лет назад эксперимента с увеличением лимита, твиттер вернулся к ограничению в 140 символов, но многие пользователи то и дело пытаются обойти лимит и вместить в каждый твит больше информации, чем позволяет система. Сокращения, отсутствие точек, пренебрежение пробелами — за каждым подобным нарушением ведется жесткий контроль.
— Серьезно? А какая общественная польза от этой работы?
— Общественная польза? Ха, если бы каждый приносил пользу, работали бы единицы. Многие вещи делают машины, но ведь рабочие места нужны, правда? Вот и придумываем все, что можем.
— Допустим. Но как ты справляешься с этой работой в одиночку?
— Я далеко не один, — рассмеялся Джон. — Я работаю в команде, каждый член которой отвечает за свой регион. Специально разработанная система распознает потенциально некорректные твиты, а мы проверяем их и при необходимости блокируем.
«Господи, что за бред?» — пронеслось в голове Роберта, вместо чего он выдавил из себя только:
— Понятно…
В тот же момент к столику подошла симпатичная девушка в нижнем белье — в руках она держала поднос с двумя чашками кофе. Джон молча взял заказ и протянул одну из чашек новому приятелю с улыбкой и словами:
— Я угощаю.
Роберт кивнул в знак благодарности и, не сводя глаз с удаляющейся девушки, спросил:
— Официантки всегда ходят в таком виде?
— Нет, конечно, просто сегодня нечетное число. По четным они ходят голые, — Джон сделал глоток и развел руками: — Рестораны, которые отказались от этого нововведения, не смогли выдержать конкуренцию и очень быстро обанкротились. Ничего не поделаешь.
За столом повисла задумчивая тишина. Роберт снова ушел в себя, рассуждая о будущем, которое внезапно стало настоящим, однако всего через несколько минут услышал уже привычный низкий голос.
— Кстати, Роб, ты давно бывал на свадьбе? Сегодня моя приятельница выходит замуж, можем поприсутствовать.
— Нет, ты что, это было бы слишком бесцеремонно с моей стороны. Если тебе пора, то спасибо за кофе, а дальше я сам.
— Ах да, ты же не знаешь, — в очередной раз усмехнулся Джон. — В последнее время все большую популярность набирают свадьбы онлайн.
Роб понимал, что должен был удивиться услышанному, но именно в этот момент отчетливо осознал, что градус бреда достиг точки невозврата.
— Если людям лень заниматься организацией свадьбы, они просто создают чат, приглашают всех гостей и скидывают номер электронного кошелька для того, чтобы все желающие могли отправить подарки. Десятки наборов стикеров со свадебной тематикой уже не первый год доступны для скачивания — то же самое касается фонов для свадебных фотографий. Не нужно даже печатать — пожениться можно в два клика.
Джон зачесал волосы назад и снова бросил взгляд на телефон:
— О, священник присоединился к беседе, сейчас начнется…
Роберт почувствовал, как глаза медленно застилает тьма, звучный голос становится все тише, а на лбу выступают капли пота. Парень попытался отереть их, но понял, что кто-то настойчиво трясет его за рукав. Уняв дрожь и открыв глаза, он уткнулся взглядом в табличку, которая гласила: «Джон Вудгейт. Психолог». Похоже, прием был в самом разгаре.
— Вы задремали, Роберт. Но ничего страшного, атмосфера и правда слегка усыпляющая. Я повторю вопрос: чего вы боитесь больше всего?
Фото: Anders Jilden/Unsplash, Olenka Kotyk/Unsplash, Luke Chesser/Unsplash