Дэвид Мойес провел у руля «Эвертона» более десяти лет, но, так и не поставив на полку клубного музея ни одного трофея, покинул Ливерпуль, получив долгожданное приглашение из «Манчестер Юнайтед». Продолжать его дело никто не будет: Роберто Мартинес, сменивший шотландца, начнет свое, и в этом нет никаких сомнений. Почему же?
Но давайте начнем издалека. Помните ли вы тот «Ливерпуль», который под руководством Рафы Бенитеса творил историю в 2005? Наверняка, помните, забыть стамбульский финал не под силу ни одному болельщику: не только поклонникам сражавшихся тем вечером английского и итальянского грандов, но вообще любому любителю футбола. А теперь вспомните тот «Ливерпуль», который развлекал людей на «Энфилде» в минувшем сезоне. Найдете ли вы хоть что-то общее между этими двумя командами, за исключением Стиви и Джейми, как и раньше заправляющими игрой своего клуба? Да и те постарели, от этого никуда не деться. Едва ли вы сможете отыскать другие сходства. На бровке уже нет спокойного Рафы со своим неизменным блокнотом – там эмоциональный Роджерс, радующийся каждому второму голу своей команды так, как радовался Хаби Алонсо, отправляющий мяч в сетку ворот Диды в том самом пресловутом финале. На поле другие исполнители, другой стиль, другое понимание игры – все иначе. Иначе было и при Ходжсоне, и при Далглише, иначе сейчас. «Ливерпуль» ищет себя не первый год, и, надо сказать, Роджерс может подойти ближе всех своих предшественников к тому, чтобы найти. Но это требует времени. Так может получиться и с «Эвертоном», которому предстоит начать все сначала: без Мойеса, без привычного команде стиля игры, а, возможно, и без своих лидеров.
Мойес пришел в «Эвертон» в далеком 2002 году и уже в своем третьем полном сезоне у руля «ирисок» сумел занять место в первой четверке, опередив тот самый «Ливерпуль» в том самом 2005. Тогда Англия получила беспрецедентное право делегировать пять представителей в самый престижный клубный трофей Европы, но, увы, подопечные Мойеса не сумели преодолеть барьер квалификации, отправившись в тогда еще Кубок УЕФА. Возможно, то, что молодому по тренерским меркам шотландцу уже на третий год пребывания в клубе почти удалось подарить болельщикам Лигу Чемпионов, и стало залогом его дальнейшего беспрекословного авторитета в глазах чуть ли не каждого поклонника «синих». Ему доверяли, его любили, и по нему будут скучать, а для того, чтобы удостовериться в этом, достаточно еще раз взглянуть на то, как благодарная публика провожала его, Фила Невилла и прилетевшего из Америки Тима Кэхилла, пусть и с опозданием в один год в случае последнего (но так же символично, правда?), после прощальной победы Мойеса на родном «Гудисон Парк». Здесь его не забудут, даже несмотря на отсутствие трофеев.
Но Дэвид уходит на заслуженное повышение (как бы странно это ни звучало, учитывая отсутствие титулов в течение 11 лет), и на его место приходит едва ли не полная противоположность в лице Мартинеса. Испанец возглавил «Эвертон» практически в том же возрасте, в котором когда-то это сделал его предшественник, ведь ему лишь через две недели исполнится 40. Но Мойес принял команду весной, когда той грозил вылет, и сумел оставить «Эвертон» в элите, что считалось тогда достижением, а Мартинесу достался клуб, который финиширует в восьмерке сильнейших команд английского футбола в течение вот уже семи сезонов кряду. Согласитесь, это совершенно другой случай, порождающий совершенно иные ожидания, соответствовать которым будет крайне непросто. Почему? Давайте попробуем разобраться.
Во-первых, Роберто Мартинес проповедует абсолютно иной стиль игры. Об этом много говорилось, и лишний раз писать о том, что развеселый Мартинес, приносящий порой результат в жертву зрелищности, практически ничем не напоминает в меру прагматичного Мойеса, желания нет, да и необходимости тоже. Но ладно бы дело было только в игровом стиле, однако с большой долей вероятности можно говорить и о том, что Роберто захочет изменить еще и налаженную схему игры, которой «Эвертон» придерживается в течение многих лет. Мы все давно привыкли к тому, что Дэвид Мойес проповедует типично британскую систему игры 4-4-2, которая, впрочем, в последние годы из-за отсутствия у него нападающих высокого класса нередко трансформировалась во вполне очевидные 4-4-1-1. Из-за этого в свое время играл на острие Кэхилл, из-за этого же в минувшем сезоне вынужден был отказаться от своей излюбленной позиции в глубине поля Феллайни, отправившись помогать то Елавичу, то Аничебе. Никаких сюрпризов от шотландца ждать не приходилось: все были готовы к построению его команды в любой момент любого сезона.
Однако Мартинес не приемлет банальности. 4-4-2 – это ведь слишком просто. Защитников многовато, нападающих не хватает. Вот 3-4-3 или, скажем, 3-5-2 – совсем другое дело, вот теперь можно играть. Так рассуждал Роберто в «Уигане», так «латикс», собственно говоря, и выступали под его руководством, меняя схему игры в течение сезона, а то и не раз. Как подобную идею воспримут в Ливерпуле? Будет ли испанец придерживаться своей политики, или все же поступится принципами ради результата, очков и места в таблице? Стоит, впрочем, отметить, что и Мойес однажды позволил себе поэкспериментировать. Помните ту игру на «Гудисоне» между «Эвертоном» и «Стоуком» в марте, когда только любовь к английскому футболу могла удержать нас перед экранами, а львиная доля болельщиков на трибунах пожалела о потраченных деньгах и времени? Да-да, та самая, где все решил чудо-проход Миральяса через половину поля, окончившийся точным ударом в угол ворот. Так вот в той игре Дэвид избрал тактику 3-5-2, с Бэйнсом и Коулменом в качестве латералей. Однако сделал он это в немалой степени потому, что на тот момент были дисквалифицированы Феллайни и Пиенаар, вот и пришлось заслуженному шотландцу поломать голову. А в матче следующего тура против «Тоттенхэма», тогда прямого конкурента в борьбе за четверку, он вновь «отмотал назад» и вышел с привычной глазу 4-4-2. Ведь одно дело – беспомощный «Стоук», который, как правило, зарабатывает много больше карточек, чем забивает голов, особенно, на выезде, а другое – «шпоры», пусть и без Бэйла. Однако Мойес сделал это один раз, а Мартинес играет так всегда.
Таким образом, первая задача, стоящая как перед игроками, так и перед тренером, заключается в том, чтобы понять друг друга. И от того, насколько точно они друг друга поймут, будут зависеть их перспективы. Конечно, время для того, чтобы наладить взаимопонимание, есть, о чем недавно, в частности, говорил Бэйнс, но вместе с фамилией лучшего игрока «Эвертона» прошедшего сезона мы подошли ко второй проблеме: возможному исходу из команды лидеров.
Да, как известно, Бэйнс сказал, что с нетерпением ожидает возможности поработать с Мартинесом, но разве вы бы на его месте поступили иначе? Уйти можно всегда, а вот если придется остаться, то нужно сделать это красиво, не в пример Одемвинге. Поступит устраивающее всех предложение от «Юнайтед» – отлично, можно собирать вещи, не поступит – что ж, стать легендой в «Эвертоне» тоже неплохо. До сих пор неясны перспективы в клубе Феллайни, а спорить с тем, что именно эти двое, наряду с Ягиелкой и Османом, являлись лидерами «ирисок» в прошлом сезоне, просто бессмысленно. Но если последние отвечали, скорее, за коллективный дух и мотивацию партнеров на поле, то Бэйнс и Феллайни приносили вполне ощутимую пользу: на их счету 16 голов и 10 голевых передач, и это при том, что Лейтон провел все матчи, за исключением одного, в качестве защитника, а Маруан чередовал позицию опорного с позиций атакующего хавбека. К тому же, сомнений насчет будущего бельгийца в клубе добавляет и тот факт, что в предполагаемом построении Мартинеса ему может элементарно не найтись места. Вспомните «Уиган»: там просто не было игрока такого типа. В центре поля играли Маккарти, Макартур и Уотсон, двое из которых являются чистыми разрушителями, и лишь Маккарти с натяжкой можно сравнить с громадным бельгийцем. Сможет ли он вписаться в игру, проповедуемую новым наставником, большой вопрос, ведь и на стандарты, где Феллайни приносит огромную пользу, «Уиган» Мартинеса никогда не уповал, даже несмотря на то, что именно стандарт принес клубу первый серьезный трофей в истории.
И не факт, что в случае их ухода, испанец сможет найти достойную замену. Самый перспективный левый защитник Англии Люк Шоу, если и сменит родной «Саутгемптон», то едва ли на перестраивающийся «Эвертон», так что придется или в срочном порядке искать «нового Бэйнса», или полагаться на Брайана Овьедо — в конце концов, зачем-то ведь его покупали. Если уйдет Феллайни, то в центр «ирискам» также потребуется квалифицированный новичок, потому что с помощью Османа, Гибсона и Хейтинги далеко не уедешь: нужно будет или довериться юному, но талантливому Баркли, или выйти на рынок. Второй вариант кажется более правдоподобным в свете интереса Мартинеса к все тому же Маккарти. Но станет ли Джеймс адекватной заменой Феллайни и является ли он уже сейчас игроком калибра «Эвертона», не повторит ли незавидный путь Родуэлла, ушедшего в «Манчестер Сити» за титулами и игровой практикой (по версии самого Родуэлла, разумеется), а нашедшего там лишь травмы и теплое место на скамейке запасных? Ответов на все эти вопросы пока нет.
Третья проблема – соперничество с грандами. Нельзя не отметить, что Мойесу все-таки удалось научить своих подопечных играть с топ-клубами, свидетельством чему является тот факт, что в прошедшем сезоне в 12-ти матчах с шестью лучшими коллективами Англии (за исключением самого «Эвертона») они проиграли лишь трижды: МЮ на «Олд Траффорд» и дважды «Челси». Традиционно сильные выступления против «Сити» давно всем известны и заслуживают отдельного упоминания. А что же «Уиган»? Команда Мартинеса сумела отобрать очки лишь у «Тоттенхэма», обыграв их на выезде и сыграв вничью дома, все остальные 10 матчей завершились поражениями, причем с такой общей разницей забитых и пропущенных мячей, о которой лучше будет промолчать.
Вы скажете, что в «Эвертоне» Роберто ждут исполнители совершенно другого уровня, и будете правы, но даже они будут делать то, что скажет им тренер. И если он скажет уверенно идти вперед, делать упор на атакующие действия, всегда быть нацеленными на ворота соперников, они будут действовать именно так. Но сумеют ли? Мойес учил их в то же время никогда не забывать и о своих владениях. Да и Ховард периодически устраивал встряску оглушительными криками, как тут забудешь.
Да, исполнители теперь у Мартинеса будут другие, и в этом, на мой взгляд, заключается его главная надежда. Ховард – это не Роблес, Бэйнс – не Фигуероа, Ягиелка – не Колдуэлл, Осман – не Макартур… Продолжать можно долго, но очевидно, что многие из имеющихся в его распоряжении игроков превосходят классом тех, что находились под его началом в «Уигане». Сможет ли он правильно распорядиться их возможностями и использовать их несомненный потенциал? Сделать это удавалось не каждому: Ходжсон не сумел проявить себя в «Ливерпуле» после «Вест Бромвича», да и в сборной у него, по сути, немногое получается, особенно, в плане игры; Хьюз не осилил «Манчестер Сити» с его богатством выбора после удачной работы в «Блэкберне»; Виллаш-Боаш не добился ничего с «Челси» после трофейного года в «Порту». Что же покажет Мартинес? Узнаем совсем скоро, но одно можно сказать уже сейчас: реализовать поставленную цель и попасть в четверку сильнейших будет невероятно сложно, по крайней мере, быстро. Процесс создания чего-то нового всегда требует немало времени, и сейчас для «Эвертона» как никогда показателен пример их соседей.
Фото: Paul Thomas/Getty Images






